Судя по последним новостям из правительства на эту тему, «старт» налога назначен на 2015-й год, а уж в полную силу он заработает к 2018-20-му году. Но для этого надо принять в наступающем году соответствующий закон. И хотя он еще не принят, примерные параметры будущего налога известны.
Для обычного жилья, которое стоит менее 300 млн рублей ставка составит 0,1% в год. Если недвижимость стоит дороже 300 млн, – 0,5 - 1%. Для нежилых помещений (гаражи, апартаменты) – 0,5%. Для земель сельхозназначения, дачных участков и участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, – 0,3%, для прочих земель – 1,5%. Кроме того, каждый собственник будет иметь право на вычет – 20 метров площади данью обкладывать не будут. Стоимость жилья будет рассчитываться по кадастровой стоимости, но она будет близка к рыночной.
И получается, что для многих россиян, проживающих в типовых квартирах ничего уж особенно страшного не произойдет – нагрузка вполне терпимая. Посудите сами. Возьмем московскую 60-метровую «двушку» в хорошем районе где-нибудь недалеко от станции метро «Речной вокзал». Как нам подсказывает электронный сервис «Оценка квартир в Москве в режиме онлайн», стоит она около 10 млн. Считаем налогооблагаемую базу, это примерно 6,7 млн. рублей. Значит в год надо будет платить около 6,7 тысяч рублей. По московским меркам – приемлемо, если, конечно, налогоплательщики работают. Для пенсионеров, скорее всего, предусмотрят льготы.
Приведенные нами цифры, еще раз повторим – столичные. По России все это будет намного ниже. А вот для жителей центра столицы, где квадратный метр, по данным аналитического центра «Индикаторы Рынка Недвижимости IRN.RU» стоит около 7,8 тысяч долларов, нагрузка окажется куда ощутимее.
И есть еще одна категория налогоплательщиков, которые вообще не смогут платить налог – небогатые наследники великих ученых, знаменитых артистов, писателей, военных, которые за свои заслуги перед советским еще государством получали не только квартиры в монументальных домах в центре Москвы, но и великолепные дачи, которые находятся в самых престижных местах, давным-давно облюбованных богачами.
Недавно наш «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» приводил следующий пример. Участки советская власть давала своему «золотому фонду» большие - 27-30 соток. Если дача наследников академика или государственного деятеля, находится в Барвихе, то такой участок может стоить около $3 млн или 100 млн рублей. При ставке налога 0,3% ежегодная сумма набегает в 300 тысяч рублей или примерно 25 тыс. рублей ежемесячно. (Подробнее в статье «Новый налог на дачи: что ждет наследников советской эпохи. Парадоксы земельного кадастра, многотысячные платежи и смутные социальные гарантии»).
Дорогая получается дачная жизнь. Что делать людям, попавшим под налог? Продавать свои поместья? Выпрашивать у государства какую-то специальную льготу? Об этом журнал www.metrinfo.ru побеседовал с москвичами. То есть, - провел очередной социологический опрос.
Как обычно, первый наш вопрос был общего характера, мы выясняли, знают ли вообще горожане о том, что власти собираются вводить новый рыночный налог на недвижимость в 2015-20 гг. Выяснилось, что в курсе грядущих налоговых изменений большинство – 73% опрошенных, не знают об этом 27%.
Практически все участники опроса – 95% - считают, что социально незащищенные граждане – пенсионеры, инвалиды, малоимущие и т.д., - должны либо получить налоговые льготы (возможно, в зависимости от их доходов), либо их вообще следует освободить от налогов.
Против льгот выступили 3% опрошенных и 2% затруднились с ответом.
Однако расклад мнений резко изменился, когда людей спросили, - нужно ли устанавливать какие-то льготы для наследников «академических» дач.
Практически половина – 47% считает, что льгот наследникам не положено, треть – 31% - не против того, чтобы эти льготы были получены потомками знаменитых россиян. Еще 6% заявили, что «надо смотреть по ситуации» и 16% не стали давать ответа.
Последний наш вопрос был, честно говоря, довольно провокационным. Мы спросили у людей – надо ли вообще вводить налог, который будет исчисляться из стоимости недвижимости, близкой к рыночной и попросили свои ответы прокомментировать. Честно говоря, рисковали: можно было ожидать, что все опрошенные скажут – никакого налога нам не надо. Однако это оказалось не так.
Противников налога на недвижимость оказалось 37%, и они волнуются, что от него пострадают люди небогатые и даже малообеспеченные. К тому же и так среднему россиянину сейчас тяжело живется: «хоть продохнуть от этих уплат», «и так много платим». Поэтому в этой группе считают, что сначала надо повысить доходы граждан.
За введение нового налога высказалось 30% опрошенных. Сторонники нового рыночного налога считают, что он будет ощутимым не столько для простых граждан, сколько для обеспеченных людей, имеющих дорогое жилье, или частных инвесторов, вкладывающих средства в недвижимость: «должны платить как положено», «начать нужно с депутатов», «стабилизировать рынок жилья, чтобы без дела не покупали жилье с целью вложения денежных средств».
И затруднилось с ответом 33%. В этой группе тоже говорили, что жизнь сейчас очень накладная, все дорожает, и если уж вводить рыночный налог, то только «на богатых».
Как говорится, в «сухом остатке» у нас получается следующее. Люди без восторга, как и следовало ожидать, относятся к планам властей по введению рыночного налога на недвижимость. Но однозначного отрицания нет, многие соглашаются с тем, что хозяева дорогих квартир и особняков должны в полной мере нести бремя их содержания. Единодушие наблюдается, когда речь заходит о пенсионерах, ветеранах, инвалидах, - им, по мнению участников опроса, необходимо предоставить льготы. А вот наследники академиков, владеющие дорогостоящими сотками, такой милости от участников опроса не удостоились. Видимо, потому что не они получили в награду «поместья», а их заслуженные дедушки и бабушки.
И, скорее всего, «наследникам», останется только одно, как сформулировали несколько участников опроса: «не можешь платить, - продавай, покупай более дешевую дачу».
Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного порепрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.