Новости рынка недвижимости Москвы и Подмосковья

24.06.2007

Terra incognita

Идешь, иной раз по улице с ребенком, мимо новенького домика, домик огорожен высоким забором. За забором чужая, недоступная жизнь. Пустая яркая детская площадка, тихий паркинг, аккуратный газончик. Ребенок начинает проситься:

- Мама, а пойдем с этой горки прокатимся!

- Боюсь, нас не пустят, дочь.

- А почему не пустят? А кого пустят?

- Только тех, кто живет в этом доме.

- Ну, мамочка, ну, пожалуйста. Только один разочек! Так хочется в этот городок!

«Городок» отделен от всего остального мира шлагбаумом, будкой со строгим смотрителем и высоким забором. Ничего не поделаешь - придомовая территория!

Частная собственность диктует гражданам новые правила общежития. Это раньше было всё общее, родные просторы, так сказать, и даль необъятная. Широка страна моя родная, одним словом. Сегодня новоиспеченные собственники предпочитают необъятным далям пусть маленький, но свой кусочек земли. А чтобы всему остальному миру было понятно, чья это земля, для наглядности ее стали обносить металлическими заборами. А то мало ли что. Всякие тут шастают, разные. Сначала, конечно, заборы стали появляться в центре города, вокруг офисов, деловых центров, государственных учреждений (всегда радовало: пенсионный фонд, огражденный металлическим частоколом). Затем, с появлением элитных домов и ТСЖ, ограждения стали появляться сплошь и рядом. Любой уважающий себя застройщик спешил сообщить в рекламных проспектах нового объекта о наличии охраняемой территории или паркинга. Что, естественно, играло на имидж строящегося жилья и реально (слово «нереально», возможно здесь более уместно) поднимало цену квадратного метра. А что вы хотели? Частные владения, это вам не «ляськи-масяськи, ахалай-махалай», это другая формация.

Однако на прошедшей неделе Ю.Лужков неожиданно заинтересовался вопросом повального ограждения территорий. В минувший вторник на очередном заседании городского правительства мэр столицы выступил с радикальным предложением - ограничить территорию, предоставляемую товариществам собственников жилья, периметром дома. "Это собственничество, доведенное до абсурда, - заявил мэр. - Во двор не сможет проехать пожарная машина, пройти человек, там нельзя будет провести необходимые аварийные работы". И вообще, философски заметил Лужков, "заборный вопрос испортил государство, как в свое время квартирный -москвичей".

Между тем, "Огораживают дворы не ТСЖ, а влиятельные люди, в этих домах проживающие, - приводит слова Сергея Митрохина «Газета» . - Тем же самым занимаются и некоторые организации". Интересно, что разрешение на установку заборов выдается в каждом отдельном случае местными властями. Выводы, как это желается, напрашиваются сами собой. Тема лишения собственников жилья прав на положенную им придомовую территорию поднимается в Москве с прошлого года. Закон о ТСЖ 1996 года, который предусматривал право получения придомовой территории в собственность, на данный момент утратил силу, считают московские чиновники. И оформить землю около своего дома товарищества не могут. Так что огораживать то пока нечего: землю чиновники в собственность не оформляют. На сегодняшний день, по данным "Москомзема", зарегистрировали права собственности на землю около 1000 домовладений.

Остальные домовладения, подавшие заявку на оформление придомовой территории в собственность, ущемлены в своем праве на придомовые участки. Их московские чиновники саботируют под самыми разными предлогами. Понятно и почему это происходит. Потому что в любой момент можно при необходимости вырубить деревья, снести детскую площадку и гаражи и начать строительство нового жилого дома. Городская земля приносит привилегированным фирмам многомиллиардные прибыли. Жителям многоквартирных домов при такой тенденции к «уплотнению» ничего не остается, как биться за свое место под солнцем всеми доступными методами, в том числе и заборами.

Желание московских властей бороться с заборами противоречит действующему федеральному законодательству, по которому в общедолевую собственность передается "земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества". Площадь этого участка определяется по нормативам, действовавшим во времена строительства дома. Определен и срок – 1 июля 2008 года (в Москве – 1.07.09) – до которого местные власти обязаны провести межевание, установить границы участков, внести эти сведения в кадастр и зарегистрировать права собственников. Кто победит в войне заборов? Федералы или муниципалитеты?

Как пишет «Газета.ру» , сейчас в стране нет понятия единого законодательства. "В том-то и беда федерального законодательства, что оно является основой, которую каждый субъект переделывает под то, что ему удобно", – приводит «Газета.ру» мнение адвоката фирмы "Юр-аудит" Сергея Кормушкина. По словам эксперта, теоретически верховная власть может не одобрить инициативы Москвы и внести протест, однако это маловероятно. "Слишком широк круг заинтересованных лиц, лоббирующих лишение собственников жилья права владения придомовыми участками". Тем более что появившаяся недавно норма "о развитии застроенных территорий" позволяет отбирать землю у граждан на вполне законных основаниях.

Между тем, 20 июня главный архитектор Москвы Александр Кузьмин в интервью газете "Аргументы и факты" сообщил, что плотность застройки микрорайонов столицы, при которой жители будут чувствовать себя комфортно, должна составлять от 7 до 15 тыс. кв. метров на гектар. Удастся ли властям обеспечить москвичам условия минимального комфорта вопрос открытый. Похоже, что все-таки, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Так-то.

Светлана Французова

Источник: mosnovostroy.ru