На этот раз прогулка началась с пробки на Бульварном кольце. Это, впрочем, часто обычное его состояние. Пока я ожидал начала движения, успел поговорить по телефону, достать из сумки камеру, настроить её, сделать кадр, подумать о том, что очень неплохо было бы сейчас чашечку ароматного кофе…
Наконец, с трудом найдя место для парковки, я отправился бродить по городу. Было около часа дня, так что гуляющие по Чистопрудному бульвару мне встречались не часто. Однако, несмотря на ещё прохладную погоду, свободные места на лавочках тоже были редким явлением…
Ненадолго задержался у Абая. Абай – (в переводе с казахского – внимательный, осторожный, осмотрительный, вдумчивый…) это прозвище, данное ему в детстве матерью. Но именно под этим именем его теперь и знает весь мир. Настоящее же его имя – Ибрагим Кунанбаев (Кунанбайулы). Памятник же – дар Республики Казахстан Москве. Не хочу умалить имени одного из величайших космополитов, человека, считающегося совестью казахского народа, но для меня фамильный ряд: Гоголь, Пушкин, Ахматова..., Кунанбайулы – выглядит как-то странно… Как написал когда-то сам Абай: «Воля, ты сильна, но пускай и тобой руководит сердце…»
Далее по Чистопрудному остановился у ещё одной достопримечательности города. Серое, на первый взгляд мало чем примечательное здание. Но оно, пожалуй, самое знаменитое на бульваре. Это бывший доходный дом храма Святой Троицы на Грязях. Видимо, дабы обозначить принадлежность дома, он был щедро украшен художником С. И. Вашковым орнаментными рельефами животных, птиц и растений, явственно перекликающимися с резным каменным убранством Дмитровского собора во Владимире. Во многом благодаря этим рельефам дом и знаменит. К сожалению, перестройка здания 1945-го года его порядком обезличила, сделала каким-то несуразным, ущербным, изображения на его фоне потерялись… Если решите погулять с ребёнком по Чистым прудам, обязательно посетите нижний этаж этого дома, всё его пространство занято магазином «Морской аквариум». Ребёнок будет очень доволен, да и вас, возможно, увлекут морские обитатели. (С некоторых пор вход в магазин платный…)
Бросив беглый взгляд на пруд, решил свернуть к самому храму Святой Троицы… Мрачное зрелище. За вереницей безнадежно стоящих на Покровке машин, в дружном ряду безликих строений расположено некогда возвышавшееся над округой здание церкви. Вместо величественного купола – крест, о высокой колокольне почти уже никто и не вспоминает… Впервые о храме на этом месте упоминается в 1547-м году в связи с очередным пожаром в Москве. Церковь тогда именуется в честь Василия Святого (он же Василий Великий, он же Кесарийский). С тех пор церковь неоднократно переименовывается и перестраивается, неоднократно терпит новые пожары и другие бедствия. Например, в 1741-м году рухнула построенная за год до этого колокольня. Церковь-то не спроста зовётся «на Грязех», это на медленном течении реки Рачки, на болоте. Крайне удивительно, что во время пожара 1812-го, храм оказался не тронутым ни французами , ни пожаром… На сегодняшний момент даже сами современные его служители не расскажут вам полной достоверной истории своего храма. В разных исторических документах он нередко именуется по-разному, или вдруг вновь из каменного «становится» деревянным. Более-менее достоверной его историю можно считать, начиная с того времени, когда ктитором храма (церковным старостой) стал статский советник Е. В. Молчанов. На его средства в 1861-м году по проекту архитектора М.Д. Быковского было построено современное здание церкви.
Евграф Владимирович Молчанов (1808–1869) занимал видное положение в московских промышленных кругах, был владельцем двух ткацких фабрик: одной – здесь же на Покровке, 10, в собственном доме, другой – в Ростокине.
Ткацкое производство во второй половине XIX-го века, как известно, было одним из самых процветающих в России. Именно на нём сделали свои миллиардные состояния Морозовы, Коншины, Гарелины, Смирновы, Красильщиковы… Вниз от Покровки уходит Колпачный переулок. В этом переулке есть дом, о котором российские архитекторы и историки часто предпочитают умалчивать. Первые – по причине его некоторой несуразности относительно классических архитектурных канонов, вторые же – по причине того, что владели им бароны братья Андрей и Федор Кноп. Во второй половине XIX-го – начале XX-го вв. торговому дому Кнопов фактически принадлежала монополия на поставку самых передовых в то время ткацких станков из Англии в Россию, и, как следствие, практически вся хлопчатобумажная промышленность, да и, вообще, большая часть всей так интенсивно развивавшейся в то время текстильной промышленности…
Однако продолжим наш путь. На Покровке самым известным зданием считается дом-комод (он же городская усадьба Апраксиных, Трубецких, мужская гимназия…). Этот дом – не просто памятник архитектуры в стиле барокко, это памятник самому московскому барокко, практически не дошедшему до наших дней и потому почти неизвестному. Строго говоря, это не одно здание, а часть немалого комплекса зданий, пережившего за свои века далеко не однократные восстановления и перестройки. В связи с чем, его начальный облик теперь – такая же загадка, как и всё московское барокко. Да и имя архитектора, построившего дом, тоже никому не известно.
Пора, всё же, покинуть Покровку и свернуть в Барашевский переулок. На углу его с Подсосенским (бывшим Введенским) переулком стоит Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Название этого места (Бараши) существовало с XVI-го века и происходит, по-видимому, от живших здесь шатерников, то есть людей, находившихся на службе у царя и несших шатерную службу в его походах, звались они тогда барашами. Церковь же «Введения под сосенками» или «Ильи под сосною» существовала здесь и ранее. Нынешнее здание храма было построено на рубеже XVII-XVIII веков. Придельные иконостасы выполнены сыном знаменитого архитектора М. М. Казакова. Ряд икон из этого храма хранится сейчас в запасниках Третьяковской галереи. Долгое время храм использовался под нужды Завода Электороизделий №2…
А вот и точка отсчёта нашей сегодняшней прогулки, угол Барашевского и Подсосенского, другая его сторона. Вернее, здесь обе «точки»: клубная резиденция «Чистые пруды» (в центре кадра) и дом 10/1 по Барашевскому переулку (слева).
продолжение следует…