Продолжение (начало здесь)
Что ж, давайте отправимся дальше.
В храме Святого Иоанна Воина был также сохранён чудотворный образ святого Марона из находящейся всего в 250-ти метрах церкви Преподобного Марона Пустынника. Вот её, давайте, и посетим. Но вначале сделаем небольшой круг и задержимся, совсем ненадолго, у храма Николая Чудотворца в Голутвине.
Вот он в 1882-м году.
Дабы обеспечить тот же самый ракурс в январе этого года, пришлось минут 15 постоять на 20-тиградусном морозе, ожидая, когда закатное солнце зайдёт за колокольню. Но, по-моему, результат того стоял. Свет получился очень интересным.
Передний план за 128 лет, к сожалению, несколько пострадал…
Итак, храм Преподобного Марона Пустынника.
В правление царя Михаила Федоровича* на Бабьем городке для добровольно сдавшихся в плен и поселившихся здесь поляков была выстроена деревянная церковь в честь Благовещения.
Приход церкви всегда был столь беден, что порой «за скудость и скорбь ея» с неё, даже, не взимали обязательно полагавшихся тогда налогов. Но всё начало меняться, когда в храме появилась икона святого Марона, а императрица Анна Иоанновна распорядилась построить на месте деревянного каменный храм с колокольнею.
После правления Петра I, серьёзным образом обескровевшего Русь, то там то тут постоянно вспыхивали очаги инфекционных заболеваний. И для окрестных крестьян едва ли не единственной защитой от сей напасти стал приход в храм к иконе святого Марона, славившегося своими чудесами исцеления различных недугов.
И стал греметь колокольный звон, зазывая на службу, врачуя душу и тело. До самого пришествия Наполеона гремел. И крестьяне толпами (по большей части проведя всю ночь у храма) «выстаивали церковные службы, выслушивали молебен и, поклонившись чудотворному образу целителя Марона, возвращались в свои дома». И выздоравливали! Так и стал храм Мароновским.
Прошло несколько лет после ухода французов. У храма появились состоятельные благодетели в лице купеческой династии Лепешкиных. Он был восстановлен, и службы в нём возобновились. На средства Лепешкиных храм неоднократно подновлялся и обустраивался. Вот он в 1880-м году, а вот в 1882-м, уже чуть расширенный и полностью отапливаемый (Видите трубу?..).
Но, то ли болеть стали меньше, то ли образ святого Марона с годами потускнел, не было больше того великого стечения людей к храму. Может быть, Москва стала побольше, а местные прихожане познатнее да посолиднее… Но, может быть, колокольни просто недоставало хорошего звонаря?..
Звонарь появился в 1910-е. Звали его, Константин Сараджев.
Не многие знают, кто был такой Котик Сараджев, поэтому мне бы очень хотелось рассказать вам о нём.
Большинство из нас воспринимают окружающее в первую очередь зрительно. И мы строим свой мир, исходя, в первую же очередь, из зрительной информации. Бывают люди, для которых другие каналы восприятия представляют большее значение, чем обычно принято. Некоторые из таких людей обладают музыкальным слухом, некоторые уверенно разбираются в тонкостях вкусов и ароматов. Одни, соответственно, находят себя музыкантами, другие – кулинарами или дегустаторами. Но как найти себя человеку, который вместо общепринятых (общевоспринимаемых) семи слышит 1701-ну ноту?!. Это же самый настоящий параллельный мир!
Таким человеком был Константин Сараджев, Котик, как звали его друзья. И нашёл он себя в уникальном музыкальном инструменте, в инструменте, в котором нет ограничивающих его мир семи нот: он нашёл себя в колоколах. А излюбленными его колоколами стали колокола Мароновской церкви. Константин считал их уникально гармонически подобранными друг к другу. Когда он звонил, вся Москва сбегалась к храму Св. Марона прикоснуться к неведомому ей миру.
На счёт параллельности: параллельный мир – это не метафора. Попробуйте (например, чтобы не пропадало впустую время в метро) всю рабочую неделю на несколько минут «отключать» своё зрение и стараться «видеть» лишь ушами. Вскоре многое в окружающем вас мире станет другим… Надо лишь, чтобы процесс совсем ненадолго «захватил», понравился вам, чуть-чуть, и всё: вы уже освоили маленькую часть параллельного мира.
Чтобы поверили: когда вы вкушаете своё самое любимое блюдо, для вас же мир реально становится другим (!): его «визуальность» сильно притупляется, а для некоторых «увлечённых кушателей» и, вообще, может исчезать на какое-то время…
Вы можете «с лёту» обозначить только что прозвучавший короткий монотонный звук нотой? Если так, то: поздравляю, не многие это могут. А разбить эту ноту на 243 составляющих, как вы обычно разбиваете цвета на оттенки и как её, эту ноту, разбивал Константин Сараджев?..
Это, действительно, параллельный мир…
У писательницы Анастасии Цветаевой, сестры гораздо более именитой Марины Цветаевой, есть «Сказ о звонаре московском». Это о нём, о Сараджеве. Как-нибудь в пятницу вечером, когда в очередной раз захочется, чтобы будни стали короче, а выходные длиннее, прочтите эту книгу… Возродитесь.
«Сказ» очень легко найти в Сети.
Если б не Анастасия, так бы, наверное, никто и не помнил уже о человеке, жившем в «нашем» и параллельном мире и пытавшемся сделать наш мир значительно шире…
Сейчас церковь Марона Пустынника, фактически, воссоздана вновь. В 1994-м в ней возобновилась служба, а в 1995-м в неё вернулась икона святого Марона. Куда исчезли уникальные колокола с колокольни, мне выяснить не удалось, как и имя человека, создавшего их.
Продолжение следует…
Вы можете оформить бесплатную рассылку на дальнейшие статьи автора, введя свой e-mail в форме ниже:
Рассылки Subscribe.Ru Москва сквозь линзу объектива. Подписаться письмом

Элитарный портал недвижимости
