(начало II-й части здесь)
С началом ВОВ интерес государства к борьбе с религией сильно поуменьшился, у него появился куда более серьёзный противник.
Православная церковь, в свою очередь, обратилась с воззванием к народу, призывая его на борьбу с этим грозным противником, а также начала регулярный сбор пожертвований на оборону страны.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове.
Не много найдётся москвичей (особенно старшего поколения), кто не знаком с историей этого величественного храма, а также его немалой ролью в истории России. Однако же я всё-таки рискну рассказать о нём. Может быть, мне посчастливится и им поведать о чём-нибудь им неизвестном, ну, или, на худой конец, порадовать их просвещением младшего поколения…
Вначале немного об истории здания.
Самым ранним летописным источником, упоминающем о церкви Богоявления Господня «что в селе Елохове» является один из указов Патриарха Адриана, датируемый 1694-м годом. Храм тогда был ещё деревянным.
Каменным же он стал в 20-х годах следующего века на деньги племянницы Петра I царевны Прасковьи Иоанновны.
Основные труды по приданию храму современного облика были проделаны архитектором Е. Д. Тюриным. И в 1845-м году здание приобрело вид, бережно сохранённый для потомков Николаем Александровичем Найденовым в одном из своих великолепных альбомов.
Вот он:
А в 1889-м году зданию храма стараниями архитектора П. П. Зыкова уже были приданы современные формы: была перестроена трапезная, и заново построена колокольня.
Отличия в строении купола трапезной явственно видны при сравнении двух снимков.
Вот теперь, думаю, можно перейти к исторической роли храма.
Перед самой Революцией приход Богоявленской церкви был одним из самых многочисленных и богатых в Москве. Он обладал немалой земельной собственностью и недвижимостью. Активно способствовали росту его благосостояния и два принадлежавших ему доходных дома (Один – здесь, в Басманной слободе, другой – в Лефортово.).
Во многом благодаря именно многочисленности и бывшей состоятельности своих прихожан храму долгое время удавалось избегать закрытия и уничтожения.
В 1922-м году были изъяты церковные ценности. Но не все. Так как за часть из них прихожане внесли вдвое большее, чем изымавшие могли обнаружить в храме, количество серебра и золота. В 1930-м ВЦИК отменил решение Московского облисполкома о закрытии храма, рассмотрев заявление прихожан за почти 5000 подписями. Храм удалось отнести к памятникам церковной архитектуры I категории. В результате чего его не снесли при строительстве Метрополитена, из него не удалось сделать кинотеатр… (Предлогов было достаточно много…) А когда в 1938-м году был закрыт и вскоре разрушен храм в Дорогомилове, то вся кафедра Московских Первосвятителей переместилась сюда, в Богоявленский собор.
Однако вечно мозолить глаза власти «этот рассадник религиозных предрассудков», конечно, не мог. Его всё-таки решено было закрыть.
Закрытие было назначено на… 22 июня 1941 года… Да! Храм спасла Война. Закрывать его оказалось… некому…
Ни для кого не секрет, что в первые дни ВОВ власть была крайне напугана и бездействовала, а газеты молчали. Но многие ли знают, что первый громкий призыв на борьбу с фашизмом – также не её (власти) заслуга?..
Патриарший местоблюститель Сергий (Страгородский), отслужил утром 22 июня литургию в Богоявленском соборе, казавшуюся последней. И вернувшись в митрополичий дом (здесь, в Бауманском переулке), узнал о начале войны…
Уже 26 июня отпечатанное им и размноженное «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» с призывом к защите Родины было разослано по всей стране, а Богоявленский храм первым начал сбор средств на оборону страны.
Сталин не мог не заметить и не оценить этот, фактически, «расстрельный» шаг митрополита. Многие тонны отпечатанных в советских типографиях аналогичных посланий были разбросаны с самолётов над захваченной фашистами территорией. И когда в сентябре 1943-го для открытия второго фронта потребовались «сведения о религиозной свободе в СССР», то у Вождя народов не возникло сомнений, откуда их взять… Сталин дозволил решать Церкви (именно, в лице Сергия) давно наболевшие в ней вопросы. Поздно вечером 4 сентября 1943-го года в Кремле состоялась беседа митрополитов Сергия, Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) со Сталиным. А уже через 4 дня после этой встречи был созван, не созывавшийся с 1918-го года, Поместный Собор…
12 сентября 1943-го года здесь, в Богоявленском соборе, в присутствии «иностранных гостей» и под пристальным вниманием советской кинохроники, прессы и НКВД состоялась интронизация новоизбранного главы Русской Православной Церкви митрополита Сергия…
И, как бы там ни было, но… Если «накануне немецкого нападения на СССР на своих церковных постах находилось…» « только четыре архиерея – митрополиты: патриарший местоблюститель Сергий (Страгородский), Ленинградский Алексий (Симанский), экзарх на Украине Николай (Ярушевич) и посланный в Прибалтику экзархом Сергий (Воскресенский) или Сергий-младший», а «весь остальной русский епископат был либо расстрелян, либо находился в лагерях, тюрьмах и ссылках», и «вся внелитургическая жизнь Церкви (благотворительность, помощь заключенным и их семьям, духовное воспитание) были церковным подпольем». (Д. В. Поспеловский) То после Войны такого плачевного положения Церкви в нашей стране уже больше никогда не было…
Богоявленский кафедральный собор же ещё долго оставался первым храмом страны; до того времени, пока Всероссийская Патриаршая кафедра ни была перенесена из него в храм Христа Спасителя.
Продолжение следует…
Вы можете оформить бесплатную рассылку на дальнейшие статьи автора, введя свой e-mail в форме ниже:
Рассылки Subscribe.Ru Москва сквозь линзу объектива. Подписаться письмом

Элитарный портал недвижимости
