Эта история о храме Вознесения Господня на Гороховом поле.
Собственно, она не только о храме, но и о месте, на котором он расположен. И о людях… Ну и, о поле и о горохе.
Историю эту я бы разбил на три части: доисторическую, параисторическую (др. греч. παρα – возле, около) и, собственно, историческую.
Доисторическую часть истории я, пожалуй, опущу, так как она далеко уходит за пределы данной статьи, и начну сразу с параисторической.
Когда-то, ещё при Царе Горохе, было в этих местах большое гороховое поле. Было оно большим потому, что в те стародавние времена горох имел несравнимо большее значение, чем ему отводится теперь.
Из гороха делали и первое, и второе, и кисели, и пироги… И самым большим угощением наравне с паюсной икрой и свежими солёными рыжиками по праву считался… молодой горошек в стручках. На званых царских пиршествах он ставился посреди стола как одно из главных яств, насыпанный горкою на большом красивом блюде. И существовал даже в календаре Гороховый день. День этот приходился как раз на Яблочный Спас. До сего дня вкушать не только яблоки, но и горох строго воспрещалось. А по наступлении сего дня горох и яблоки несли торжественно в церковь, где оные святили, и только после этого разговлялись ими.
Поле это гороховое, естественно, было царским. Царь же, хотя горох и жаловал, появлялся на поле не часто. У него свои дела были, царские. Для дел же гороховых существовал в те далёкие времена особый Гороховый царский двор.
Люди в том двору были веры православной. А посему и срубили для себя посреди поля маленьку деревянну церквушку, дабы и самим к Богу поближе, ну и горох тут же святить.
Словом, горох в те далёкие времена пользовался вполне заслуженным почётом.
Но пуще гороху ценилась в те времена бумага. Было оной крайне мало. А на прославление Бога да Царя требовалось её крайне много. Вот и появилось Гороховое поле на бумаге лишь в 1718-м году, когда горох на том поле уже и не сеялся вовсе. Церковь же хотя и была к Богу ближе, однако, удостоилась чести быть зафиксированной на бумаге итого позже, в 1733-м.
Что ж, заканчивая с параисторической частью этой истории, хочу сказать следующее. Доподлинно известно, что Гороховые двор и поле где-то в этой местности, действительно, были, а сама эта местность принадлежала Андроньевскому монастырю. И церквушка маленькая была. Но была ли она построена во времена существования Горохового двора или её построил кто-то из более поздних распорядителей этой земли, уже никто не помнит. Документы же говорят лишь о том, что когда в том самом 1733-м году граф Г. И. Головкин решил возвести свою деревянную домовую церковь (Она тогда называлась церковью Вознесения на прудах.), то строил он её не на пустом месте, а на месте той самой церквушки.
В 1769-м году храм перестал быть домовым. А уже в 1771-м прихожане его задались целью постройки нового здания храма, так как прежнее стало слишком мало для всё увеличивающегося количества молящихся в нём.
Цель эта неожиданно начала осуществляться лишь в 1788-м году, когда почти одновременно произошли два события. На строительство нового здания церкви храму был передан камень, оставшийся от разобранного около Охотного ряда Моисеевского монастыря. А проживавший совсем рядом Н. А. Демидов пожертвовал немалую сумму на строительство.
Здание решено было построить не на прежнем месте, а чуть поодаль, там, где рельеф местности был будто созданным для этого.
В 1793-м году строительство было завершено.
Автором этого великолепного ансамбля далеко не без основания считается М. Ф. Казаков. Множество самых разных косвенных фактов прямо указывают на это. Сравните, например, с выстроенным им чуть ранее зданием церкви святителя Филиппа. Однако прямых документальных указаний на его авторство пока не найдено.
Много имён, великих и не очень, связывают с этим храмом. Это, безусловно, Г. И. Головкин, Ромодановские, Демидовы, П. С. Мочалов, Пушкины, Л. Н. Толстой.., а совсем недавно и Николай II… Но есть одно.., вернее, два, не слишком известных большинству, но так же неразрывно с ним связанных.
В 1865-м году дьяконом Вознесенской церкви стал Гавриил Иванович Холмогоров.
В 1881-м в содружестве со своим старшим братом Василием Ивановичем, занимавшем должность архивариуса в Московском архиве министерства юстиции, они задались целью написания труда поистине титанического, названного ими впоследствии «Исторiческие матерiалы о церквахъ и селахъ XVI-XVIII ст.»
В 1902-м году Василий умер. Но Гавриил продолжил начатое совместно дело, доведя его до конца лишь в 1913-м.
33 года кропотливейшей работы (!). 11 полновесных томов. Такого бесценного подарка для московских краеведов и церковных историков не делал никто.
Где бы Вы ни жили в Московском крае, в этом уникальном сборнике исторических фактов о местности вокруг Вас обязательно найдётся хотя бы два-три листа по мельчайшим крупицам аккуратно собранной и последовательно изложенной информации.
Умер Гавриил Иванович Холмогоров в 1924-м году, до конца жизни оставаясь священником храма Вознесения Господня на Гороховом поле.
В 1933-м церковь была закрыта…
В 1990-м её в сильно пострадавшем за почти 60 лет виде вернули верующим. Через три года в ней начались богослужения.
Снимок сделан 30 марта 2010 года.
Вот, в общем, вкратце и всё. Ну, разве что вот Вам, для сравнения.
Вы можете оформить бесплатную рассылку на дальнейшие статьи автора, введя свой e-mail в форме ниже:
Рассылки Subscribe.Ru Москва сквозь линзу объектива. Подписаться письмом

Элитарный портал недвижимости
