Новости рынка недвижимости Москвы и Подмосковья

01.10.2010

Символ.

(из серии: «120 лет»)

1 октября. Так и хочется сказать: «Сегодня Покров»…

 

А Вы знаете, что Покров Пресвятой Богородицы отмечается только в Православной России?..

А знаете, почему?..

Несмотря на то, что пришёл он из Византии, это чисто российский православный праздник.

Празднование Покрова было введено в традицию Андреем Боголюбским, который стремился избавиться от византийского влияния. И «взятие» такого праздника из византийской земли, но в отрыве от византийских традиций и даже даты празднования, очень этому способствовало.

В Византии того времени, постоянно встречавшей на своей земле гораздо более агрессивных соседей, подобных явлений покрова числилось не мало. (В канун решающей битвы византийцы собирались на площади перед церковью и истово молились. И если в самый разгар этого моления на небе появлялся образ Богородицы, и она окутывала своим неземным светом (покровом) всех молящихся, то это однозначно принималось как покровительство Её будущей неминуемой победе.) Однако статуса праздника покровы не имели, они считались, скорее, знамениями.

На Руси Покров был сразу же благосклонно воспринят крестьянами, так как Боголюбский мудро отвёл место празднику в календаре на дне окончания сбора урожая (Сам Бог велел праздновать…). А когда, наконец, закончились междоусобные войны, мудрость своего предшественника была воспринята и последующими правителями Руси. Празднование Покрова стало иметь гораздо более широкий смысл, выразившийся уже не в покровительстве Богородицы будущей победе в какой-то отдельной битве. Покров стал символом покровительства Богородицы во всех битвах: символом Её покровительства созданию нового мощного православного государства, пророческого «третьего Рима».

 

1 октября 1552-го года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы началось взятие Казани войсками Иоанна Грозного. И уже на следующий день столица Казанского ханства пала. Этим была поставлена окончательная точка в долгом споре между православными государствами о том, кому всё-таки быть этим «третьим Римом».

По возвращении войск в Столицу как полностью завоевавший это право царь начал строительство в Москве «Небесного Иерусалима». И в числе первых своих дел в данном направлении повелел на месте Троицкой церкви на Рву создать новый храм, который вобрал бы в себя все обетные деревянные церквушки, стоящие рядом.

Дело в том, что перед каждым крупным сражением как истинный православный государь Иоанн IV совершал службу тому святому, в чей день начиналась битва, и давал публичный обет в том, что в случае победы этому святому он возведёт церковь.

Однако храм, которому предписано было стать главным на иконе нового Небесного града, вскоре вобрал в себя не только эти церквушки. Он вобрал в себя столь много, что современному человеку, не особенно знакомому с историей развития христианства, охватить это своим сознанием на сегодняшний день крайне сложно.

Я перечислю лишь некоторое, что наиболее очевидно и понятно. Но и этого, я думаю, будет более чем достаточно, чтобы получить представление о той масштабности идей, что оказались воплощены в нём. И это притом, что храм был лишь небольшой частью, ключевой, но всё же небольшой частью этой масштабности.

Сей храм в начале своего существования назывался Троицким на Рву, по той церкви, что была его предшественницей. И, как следствие, по его восточному приделу, который, как известно, по православному канону всегда главный. (Это несколько позже, когда уже созданный образ града Небесного начал распадаться, он стал храмом Покрова, по самой высокой центральной, наиболее заметной издалека, маковке, а в обиходе он стал храмом Василия Блаженного.)

Внешне здание церкви вобрало в себя всё самое лучшее из приёмов в московской храмовой архитектуре своего времени: украшенные вычурным растительным орнаментом белые стены, роспись под кирпич основных частей декора, золотое многоглавие…

Вот реконструкция внешнего вида здания в XVII веке, сделанная выдающимся историком русской архитектуры М. П. Кудрявцевым.

 

 (Похож. Но, согласитесь, как разительно отличается…)

 

Однако ещё больший интерес представляет собой символическое наполнение храма.

В плане первоначального здания чётко просматривается два наложенных друг на друга и повёрнутых под углом 450 квадрата в виде восьмиконечной звезды (Вот в этом фильме это хорошо показано, но можно попытаться проследить это и на официальном сайте.). Квадрат символизирует твердость и постоянство веры. Его четыре равные стороны – стороны света, четыре конца креста, четыре Евангелия.., четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. А совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света. То есть храм объявляется центром этой проповеди, главным храмом «третьего Рима».

Очень интересно построение храма по его главной оси (запад-восток). От стен Кремля: неявно являющаяся главным входом в собор церковь Входа Господня в Иерусалим – затем, доминирующая в ансамбле церковь Покрова Богоматери – а далее, самая главная, Святой Троицы, вход в которую есть только из центрального храма. То есть буквально: только этим христианским путём под покровительством Богородицы можно попасть в Царствие Небесное.

Два совмещённых квадрата в русской традиции имеют и ещё один смысл. Помните, что на некоторых русских православных иконах позади Богородицы расположен этот знак? Правильно: это символ Покрова. Соответствующее основание храма и значительно возвышающийся над всем ансамблем купол церкви Покрова Богоматери, вкупе с предыдущими символами утверждают: Богородица твёрдо покровительствует всем православным церквям в этой земле, она покровительствует созданию в ней сильного православного государства.

И абсолютно не случайно, что долго оставаясь самым высоким зданием в Москве, внутри Троицкий собор был крайне мал: он изначально не предназначался для массовых богослужений в нём. Ему отводилась роль алтаря в Небесном храме, в Небесном Иерусалиме. В Москве того времени по этой причине храм и величался чаще всего в обиходе Иерусалимом. Вот что об этом пишет М. П. Кудрявцев: «…в XVII в. Был введен Крестный ход к Троицкому собору в Вербное Воскресение (Неделю Ваий). Во время Крестного хода служили службу перед Троицким собором, а на Лобном месте ставили аналой. Таким образом, Лобное место приобретало символическое значение амвона перед престолом Божиим, а Красная площадь, наполненная молящимся народом, олицетворяла огромный нерукотворный храм. Богослужение Вербного Воскресения происходило под открытым небом, то есть непосредственно перед Богом».

Столь яркой реализации Нерукотворного храма в первых двух «Римах» не было…

 

Петр I не проникся идеей «третьего Рима» и уехал строить Северную Столицу. В результате уже созданная наисложнейшая архитектурная реализация этой идеи начала распадаться на части, а вскоре и «ретушироваться».

В итоге Покровскому собору решили оставить только лишь малый символ: символ победы над Казанским ханством.

Посмотрите на современный вид собора. Обратите внимание при этом на то, как верхняя золотая «шапка Мономаха» доминирует над как бы подчинёнными ей красочными «ханскими шапками».

Той же «ретушью» смотрится и наиболее известное имя собора: собор Василия Блаженного…

 

Но мне думается, что кое-что Троицкому собору всё-таки удалось отстоять. Вобрав в себя столь сложную и могущественную символику и практически утратив её впоследствии, внутри страны собор стал всего лишь одной из достопримечательностей Столицы (правда, главных), во всём же остальном мире он приобрёл славу не только главного символа Москвы, но и главного символа России, не уступив этого места ни золотому двуглавому орлу, ни красной пятиконечной звезде…

var _se595856 = 'Isakoff_Alex'; document.write('Alex-I')

Вы можете оформить бесплатную рассылку на дальнейшие статьи автора, введя свой e-mail в форме ниже:

Рассылки Subscribe.Ru Москва сквозь линзу объектива. Подписаться письмом


Источник: mosnovostroy.ru