Пожалуй, самым обсуждаемым событием минувшей недели стал снос жилого дома в подмосковных Вешках. Предприниматель по фамилии Холод построил на дачных землях многоквартирный жилой дом. Многоквартирник на финальной стадии готовности власти признали самостроем и снесли, заявив для острастки, что повторения Холода не допустят. И так уж повелось, что для русского человека сразу встают два вопроса: «Что делать?» и «Кто виноват?»
Очередная драматичная история с выселением людей на улицу вызвала широкий общественный резонанс. Что делать в такой ситуации четкого ответа дать не может никто. Нет, конечно, со всех сторон раздаются советы: мол, надо судебный иск подавать о взыскании. Ну и упреки: сами, дескать, виноваты, купились на дешевизну, а документы внимательно не удосужились проверить.
Советы советами, но куда реально идти людям, оставшимся в одночасье на улице. У кого искать защиты и крышу над головой. Этого не знает никто. Власти предложили временное жилье и юридическую помощь. Но если поставить себя на место этих людей, то становится страшно, потому что становится абсолютно понятно, что государство защитить этих людей не может, а главное, не собирается этого делать. Потому, что вопрос на самом деле не в том, что делать после того, как всё случилось, а что нужно сделать, чтобы такое не случалось вообще.
Похоже, что с приходом нового министра правительства Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью Александра Когана, власти начинают закручивать гайки.
Напомним, что А.Коган получил свое назначение в начале июня. А вместе с назначением получил в придачу головную боль – проблему обманутых дольщиков в МО. Которую пообещал решить в течение года. Сказано – сделано. Сначала посчитали самих дольщиков. Насчитали больше 20 тысяч. Что сильно разнилось с официальными данными, озвучиваемыми раньше. Потом дошло дело и до объектов. Звучала цифра 147. Именно столько проблемных объектов жилого строительства было выявлено в регионе. Сегодня на сайте правительства МО вывесили официальный список проблемных домов. Пока их в списке 124.
После показательного сноса дома в Вешках, власть заявила, что снос – это крайняя мера и как минимум еще два варианта развития событий в подобных ситуациях чиновники готовы проработать детально.
Судя по всему, власти всерьез взялись за наведение порядка на рынке загородной недвижимости московского региона. Простые граждане, конечно же, не против цивилизованного рынка, но почему у нас всегда, когда лес рубят – щепки летят? Почему методы наведения этого порядка тоже не могут быть цивилизованными?
Ведь вопрос на самом деле, который волнует сейчас россиян очень прост. Его сформулировал в своем открытом письме президенту А.Макаревич. Музыкант в письме написал, что уровень коррупции в стране зашкаливает. Средний «откат» по стране составляет 70%. Кроме того, Макаревич ставит под сомнение объективность судебной системы России, заявляя, что «наш суд сегодня - либо машина для наказания неугодных, либо аппарат по приему денег от истцов».
Почему для того чтобы снести дом, его нужно было сначала построить? Чиновники, которые дают согласовательные и разрешительные документы должны быть наказаны. За халатность, разгильдяйство, взяточничество, назовите это как хотите. Но нести ответственность должны научиться не столько беспечные граждане, сколько многоумные дяди в кабинетах, облеченные полномочиями и властью. Пока уголовную ответственность не понесут люди, подписавшие документы на строительство, навести порядок, будет крайне сложно. А гражданам, оставшимся на улице, - крайне холодно.