В конце улицы Никольской в Китай-городе стоит одно из самых красивых зданий на этой улице, дом 21. Это здание самой знаменитой аптеки Москвы – Аптеки Феррейна.
С 1893 по 1904 год этот дом реконструировал архитектор А.Э. Эрихсон. Фасад со стороны Никольской улицы выполнен в пышном стиле неоренессанс. Большие окна второго этажа обрамляют высокие каннелированные колонны, увенчанные четырьмя статуями богини здоровья Гигий, которые кормят из чаши змей. А со стороны заднего фасада, раньше выходившего на средневековую стену Китай-города, дом выглядит как рыцарский готический замок с башенкой. В этой башенке, которая возвышалась над местностью, Театральным проездом и Лубянской площадью, Владимир Карлович Феррейн установил часы для удобства москвичей.
В то время Аптека Феррейна была самой крупной в Европе. Ее большие залы были украшены золочеными вазами, дубовыми резными шкафами, канделябрами и статуями. Для украшения интерьера мебель заказали мастерам знаменитой в то время фирмы Луи Мажорель из Нанси в 1912 году. А с этажа на этаж вели мраморные лестницы с коваными перилами. Особую завораживающую атмосферу внутри создавали большие окна, через венецианские стекла которых проникало большое количество света, что создавало фантастические визуальные эффекты.
Аптека Феррейна появилась на Никольской улице в 1862 году, когда почетный гражданин Москвы купил это здание у купца К.К. Шильбаха и перевел сюда из Калязинского подворья свою аптеку. Ранее на этом месте находился дом Академии Наук. История частных аптек в Москве началась с указа Петра I от 22 ноября 1701 года. Тогда Даниил Гурчин открыл свою первую аптеку на Мясницкой улице. А много лет спустя эта аптека, не раз поменяв хозяев, перешла в руки фармацевтов Феррейнов. К началу первой мировой войны годовой оборот Товарищества «Феррейн В.К.» составлял около 7 млн. руб. В империи Феррейна уже работало 600 интеллигентных служащих и больше 1 тысячи рабочих, которые производили и продавали около 300 наименований препаратов. Это было чрезвычайно важно, из-за того, что основной поставщик лекарств, Германия, стал врагом и прекратил снабжение лекарственными средствами Россию.
Кроме этой аптеки у «Товарищества В.К. Феррейна» были аптекарские лавки на улицах Тверской, Арбате, Никольской и Серпуховской площади. Их обслуживали несколько лабораторий «Товарищества», стеклодувная мастерская, две плантации лекарственных растений в Бутово и в Крыму, а также фабрика химических продуктов в г. Мологе Ярославской губернии. В деревне Нижние Котлы у них был крупный фармацевтический завод (он до сих пор действует на Нагатинской ул.). Фирма готовила и продавала кроме лекарств мыло, косметические и парфюмерные товары. Она славилась еще и медицинскими винами собственного изготовления такими как «Херес», «Пепсиновое Феррейн», «Крушина на малаге», «Кондуранго», «Гваяколовое», «Кока на портвейне», «Кола на хересе» и другие. Кроме того, Феррейны разливали и продавали 43 вида натуральных минеральных вод.
Аптека сильно пострадала во время знаменитого московского антинемецкого погрома 1915 года, начавшегося 26 мая. Утром 28 мая 1915 года толпа ворвалась в аптеку, извлекли из подвалов все запасы спирта (пять пудов) и распили его. И уже пьяные погромщики пошли дальше громить немецкие заводы и поджигать квартиры владельцев с немецкими фамилиями. В 1917 году семье Владимира Карловича Феррейна пришлось в спешке покинуть Россию. На даче в Бутово осталась недоеденная пища и немытая посуда.
Аптека была переименована в Аптеку №1 при новой власти и работала она тут с 1917 до 2000 годов. В некоторых источниках упоминается, что после национализации аптеки, сын ее основателя - Владимир Карлович Феррейн, продолжал здесь работать в качестве заведующего складом аптекоуправления.
Теперь здесь магазин «Boccarat», оформленный Филиппом Старком. Знаменитый дизайнер очень бережно отреставрировал фасад здания. Он сумел сохранить элементы внутреннего интерьера и одновременно придал ему совершенно иное звучание. Старк сохранил мраморную отделку стен и светлую гипсовую лепнину, дополнив интерьер смелыми деталями в стиле хай-тек. Историческая кирпичная кладка здесь соседствует с зеркальной мебелью и хрустальными люстрами. Здесь расположены бутик марки «Boccarat», где можно приобрести предметы интерьера и ювелирные изделия, а в центральном зале расположился ресторан высокой французской кухни, только здесь посетитель сможет попробовать мясо на вертеле, приготовленное по оригинальному рецепту, привезенному из Лиона. Оказывается, что не так уж и мало общего у аптеки и хрустальной марки. Как минимум три вещи: известная иностранная фамилия, исторический русский адрес и ключевое слово: «рецептура».
Ирина Левина