Есть у нас в городе такие дома. Красивый старый особняк. И вроде «ценный объект культурного наследия федерального значения», а название у него безликое «жилой дом конца 19 века»...
Никакое просто... А всегда хочется такие дома оживить, вселить туда владельцев, хорошо бы из известной интересной семьи.
Когда вы идете по Большой Грузинской мимо зеленого скверика Грузинской площади вы обязательно обратите внимание на небольшой изящный особняк как будто подавленный крупными железными истуканами-скульптурами, которые стоят вдоль него. Он построен в 1897 году архитектором В.В. Барковым для семьи купца первой гильдии Владимира Александровича Горубнова и дочери знаменитого Викулы Елисеевича Морозова Екатерины. Интересно, что построен был особняк на месте, где раньше стояла резиденция царя Грузии.
У Викулы Елисеевича Морозова было 11 детей. 10 из них дожили до вполне взрослого возраста. Пять сыновей и пять дочерей. Все дочери выросли красавицами и повыходили замуж за богатых купцов. Его четвертая дочка Екатерина Викуловна была очень способной и по собственному желанию держала экзамен за среднюю школу при учебном округе, хотя образование она, как и все купеческие дочки получала дома.
В 1890-х годах Екатерина Викуловна выходит замуж за купца первой гильдии директора «Товарищества бумаготкацкой мануфактуры братьев Г. и А. Горбуновых» Василия Александровича Горбунова. Сына Александра Климентьевича Горбунова. Бумаготкацкая мануфактура бр. Г. и А.Горбуновых была основана в 1826 г. их дедом, крестьянином Костромской губернии Нерехтского уезда села Широкова Осипом Горбуновым.
К концу 19 века это было уже большое производство из нескольких фабрик с полным циклом производства миткаля от производства пряжи до конечной обработки. Товарищество продавало миткаль в суровом виде или для набивки в ситец оптом через собственные амбары в Москве и Нижнем Новгороде. Годовой оборот фирмы к началу 20 века перевалил за 4 млн. рублей.
Особняк построен ассиметрично. В правой части - двухэтажный, в левой он имеет протяженный одноэтажный объем. Двухэтажная часть ограничена двумя изящными балкончиками с красивой кованой решеткой, их венчают треугольные фронтончики, украшенные картушами с монограммами владельцев и завершающиеся двумя вазонами. Под балкончиками две ниши с вазонами.
Главные три окна зала выделены большой овальной формой. Так и кажется, что в освещенных этих окнах вечером мелькают фигуры танцующих, собравшихся к гостеприимным хозяевам на бал или прием. Окна и пилястры особняка очень деликатно оформлены красивой лепниной. Вообще он выглядит такой нарядной небольшой шкатулочкой. И дата постройки и вензель владелицы есть на фасаде. Так что фасад много расскажет о себе прохожим.
Екатерина Викуловна как многие из семьи Морозовых была большая благотворительница. Была попечительницей Пресненского дамского попечительства о бедных и проявляла постоянную заботу об учреждениях этой части Москвы, вносила значительные денежные пожертвования в попечительство. В 1905 году она устроила на свои средства родильный приют на 15 коек с амбулаторией и отдала его городу.
Ясли в детском приюте им. Н. Л. Щустова носили ее имя. Этому приюту она дала 10 000 руб. в 1910 году. В Левшинском переулке около Арбата на свои средства она открыла бесплатный родильный приют на 8 коек и гинекологическую лечебницу на столько же мест. Сама она была бездетна. Но в семье у них была удочерена, подкинутая им, девочка. Девочка получила хорошее образование, но когда выросла, заболела шизофренией, и это принесло много горя приемным родителям.
Василий и Екатерина Горбуновы были старообрядцами и вместе с другими Морозовыми были строителями старообрядческой церкви в Токмаковом пер. После революции у овдовевшей к тому времени Екатерины Викуловны дом отобрали. И она жила с больной дочерью в подвале дома в одном из переулков Пречистенки. Подвал был сырой, весь покрыт плесенью. Жили они вдвоем, продавая то немногое, что осталось от прежней роскоши. Умерла Екатерина Викуловна в начале 1930-х от рака, дочь Маша умерла во время ВОВ. А в дом ее после революции вселились посольства. Посольство ФРГ выехало оттуда после объединения Германии, и здесь обосновался со своей мастерской скульптор Зураб Церетели, который и заставил дом и прилегающую территорию своими скульптурами.
Ирина Левина