В конце 19 века в Москву пришла западноевропейская идея строить особняки для дальнейшей продажи, а не под заказ конкретного владельца. Можно было строить особняки как архитектурный объект, как произведение искусства, не угождая вкусам владельца. Но, конечно, эти особняки строились для очень богатых покупателей. Для этих целей на Поварской улице, между Скатертным и Скарятинскими переулками Московским торгово-строительным акционерным обществом Якова Рекка была куплена старая усадьба. Участок был разделен пополам, и в 1903-1904 годах было выстроено два особняка в модном тогда стиле модерн. Проект был заказан архитектору Льву Кекушеву. Это одна из самых лучших построек в стиле франко-бельгийского модерна в Москве.
Дом занимает левый угол участка и формирует угол Скарятинского переулка и Поварской улицы. Более пышный по декору фасад выходит на Поварскую. Фронтон дома с Поварской до войны 1941 года завершала большая статуя богини Авроры, рассыпающей цветы, а у ног ее играли путти. И получался очень красивый эффект, как будто эти цветы волной декора стекали по фасаду. Над архивольтом главного окна уличного фасада на втором этаже расположено панно изображающее фигурки детей-путти, занятых разнообразными занятиями в сфере искусства, накрытое крупной волной арочного козырька. И когда была крышная скульптура, создавалось впечатление, что часть путти скрылись от богини, чтобы шалить с предметами искусств. Композиция панно поддержана двумя большими каплями, стекающими по бокам арочной ниши над аркадой трехчастного окна. А под окном горизонтальная волна буйства цветов и листьев мака в орнаментальном декоре балкона. И этот декор стекает ниже четырьмя волнами поддерживающих балкон кронштейнов.
Объемно-пространственная композиция дома сложна. Здесь явно применена главная черта модерна – в пространственной композиции объема дома угадывается его внутренняя структура. Справа полукруглым объемом выделен зимний сад, с почти сплошным застеклением, для максимального использования солнечного света. Притом стекла расположены под углом к центральным переплетам и разделены вертикальными пилястрами с высокими цветками на стебельках. Застекление этого помещения было уникальным. Стекла имеют травленый декор из плавно извивающихся линий в стиле модерн. К сожалению, большинство этих стекол в войну было утрачено.
Со стороны Скарятинского переулка фасад дома украшен двумя эркерами, которые венчают женские головки с волной волос – Лорелеи.
С таким же вкусом оформлен задний хозяйственный приватный двор. На него ведут красивые ворота, створки которых – крылья бабочки. А освещают их светильники – жуки-светлячки. На фронтоне конюшни или гаража – изящная голова лошади. Задний фасад особняка уже более строгий - это более приватная часть здания.
Массивная входная дверь как вход в замок, мощная защита от невзгод и напастей. Большое лестничное окно выполнено из витражного стекла. Замковым украшением окна служит Лорелея, а ее сон охраняет рыцарь в доспехах над ней. Этот рыцарь с плюмажем из листьев и лент, как бы намек, что дом предназначается богатому владельцу.
Внутренняя лестница украшена масками львов – фирменный знак Льва Кекушева.
Особняк долго не мог найти своего покупателя. Лишь примерно в 1909 году его купил богатый верхневолжский купец Иван Александрович Миндовский. Он был одним из владельцев «Товарищества Волжской мануфактуры». Переехав в Москву, эта семья купила в Москве много красивых домов, которые до сих пор являются украшением нашего города. И.А.Миндовский недолго владел своим новым особняком на Поварской. Он умер в 1912 году и особняк унаследовали его дети – Николай, Иван, Ираида и Ольга. Наверно в особняке жил кто-то из детей или внуков, но свои имущественные права наследники Миндовские до революции так и не оформили.
Сейчас в нем находится посольство Новой Зеландии.
Ирина Левина,
специально для Мосновострой.ру