В минувшую пятницу в Москве после реконструкции открылся старейший вокзал города – Ленинградский. Модернизация вокзала длилась 4 года и обошлась примерно в 3 млрд. рублей. Напомним, что Ленинградский вокзал был построен по проекту выдающегося архитектора Константина Тона в 1849 году. Своим появлением вокзал обязан Николаю первому. Вернее решению царя о необходимости сооружения железной дороги Москвой и Санкт-Петербургом.
Железная дорога, которая ныне называется Октябрьской, была первой в России магистралью, по которой регулярно ходили пассажирские поезда. И в двух конечных точках пути были построены одинаковые вокзалы - Петербургский в Москве и Московский - в Петербурге.
Новое имя - Николаевский вокзал - он получил после смерти императора Николая I, в правление которого в России начали строиться железные дороги.
В феврале 1923 года приказом народного комиссара Ф.Э. Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую, и Николаевский вокзал стал Октябрьским. А через год в связи с переименованием северной столицы вокзал стал называться Ленинградским .
Ленинградский вокзал – единственный в столице вокзал, который не принадлежит МЖД.
Первую модернизацию, вокзал пережил в 1932 году, тогда было решено расширить билетные кассы, появились некоторые технические новинки в виде телеграфа и справочного бюро.
После второй мировой войны в здании Ленинградского вокзала был выполнен косметический ремонт.
Серьезная же модернизация здания, произошла только в 70-е годы ХХ века. Он был практически заново отстроен, в старом виде остался лишь фасад, выходящий на Комсомольскую площадь. У вокзала появились две кассы расположенные на обоих этажах.
С тех пор, серьезно вокзал не перестраивался, лишь добавлялись различные технические новинки, такие как скоростные электропоезда, или введение на вокзале точек доступа в Интернет.
Последняя реконструкция была затеяна в 2008 году. Обновленный Ленинградский вокзал открыли в минувшую пятницу Собянин, Якунин и Воробьев.
За годы работ была произведена реконструкция всех инженерных систем и коммуникаций вокзала. На привокзальной территории появилась парковка на 246 мест. В здании вокзала обустроен ресторанный дворик, ручные камеры хранения сменили на автоматические (теперь можно самостоятельно задать время хранения своего багажа), отреставрирована комната матери и ребенка, установлены средства для досмотра пассажиров.
Площадь вокзала в общей сложности увеличилась почти на 3 тыс. кв. м. На фасаде вокзала установили архитектурную подсветку, организован беспрепятственный доступ для граждан с ограниченными возможностями.
Кроме того в здании вокзала появилось четыре лифта и дополнительные эскалаторы в центральном фойе. Была произведена замена электронной системы навигации, обновлена система вентиляции. Для удобства пассажиров запущен формат «открытой кассы», когда покупатели могут общаться с кассиром без перегородки.
Открытие вокзала переносилось дважды. Виной тому были проблемы с фундаментом здания.
Интересно, что изначально реконструкция Ленинградского вокзала подразумевала изменения лишь во внутреннем облике здания. Авторы проекта обещали не переделывать фасад. Однако в ходе реконструкции, несмотря на протесты градозащитников, была снесена часть кругового депо, части исторического облика вокзала. Стоит отметить, что Круговое депо было построено в 1849 году по типовому проекту, разработанному Рудольфом Андреевичем Желязевичем для Николаевской железной дороги, и относится к памятникам промышленной архитектуры XIX века. К тому же это единственное сооружение в Москве подобного типа.
Был убран с вокзала и бюст Ленина, установленный в 1960-х, в преддверии очередной годовщины Октября. Рядом с памятником находилась памятная металлическая табличка, сообщавшая о переезде советского правительства из Петрограда в Москву в 1918 году. Чиновники посчитали, что памятник не совсем вписывался и концептуально, и исторически в обновленный облик вокзала.
И c Днём железнодрожника, кстати! По статистике по количеству железнодорожных магистралей наша страна занимает второе место в мире.